Интервью для журнала Terroraiser №4 (40)/2009

Известная на СНГ-просторах, белорусская команда VICIOUS CRUSADE после нескольких лет молчания снова с нами. Причём музыканты не просто вернулись, давая многочисленные концерты, а вернулись по настоящему, т.е. с новейшим студийным альбомом «Freedom Comes». О нём и не только, мы и говорили с лидером коллектива Дмитрием Басиком...

Наверняка не все наши читатели знают о том, что группа VICIOUS CRUSADE никогда не распадалась, а лишь брала вынужденный перерыв в творчестве. Расскажи об этом немного. С каким чувством тебе далось решение тогда, в 2003 году, бросить на пике популярности группу и Родину, и уехать на чужбину на целых три с половиной года?

Да, к счастью, за 13 лет своего существования VICIOUS CRUSADE никогда не распадалась. В 2003 году меня направили в командировку в Голландию, где я должен был работать консулом при Посольстве Беларуси в Гааге. Тогда я думал, что уезжаю всего на два года, поэтому мы, в принципе, с легкой душой объявили о том, что делаем перерыв в гастрольной деятельности. Но мой контракт вначале продлили на год, затем еще на полгода. Хотели продлить до четырех лет, но я не согласился — звала Родина и группа. Несмотря на все наши опасения, творческая пауза пошла нам на пользу. Мы отдохнули друг от друга и от собственного творчества. А когда вновь встретились и приступили к репетициям, то почувствовали колоссальный заряд энергии, позитива и желания быть VICIOUS CRUSADE! Но самое главное — публика нас не забыла. Наоборот, наша популярность только возросла. Так что мы благодарны судьбе за этот перерыв.

У тебя никогда не возникало мысли остаться в Голландии и делать музыкальную карьеру уже там? Как никак, андеграундная сцена там более востребована.

Таких мыслей у меня не возникало. Мой дом — Беларусь. Да, мне нравится путешествовать и даже по нескольку лет жить где-то заграницей. Но уезжать из страны навсегда я не хочу. Я горжусь тем, что VICIOUS CRUSADE любят и ценят здесь. Именно эта страна меня взрастила и дала мне шанс. И я не могу ее предать. Я не космополит, я — белорус!

Чем больше всего запомнилась Голландия? Что удивило или, наоборот, шокировало в этой стране?

Голландия запомнилась очень спокойным и размеренным укладом жизни. Голландцы никуда не спешат, всюду опаздывают и, тем не менее, все успевают. Они умеют, и работать, и отдыхать. Они умеют жить. Но больше всего меня удивило то, что Голландия, которую многие незаслуженно считают, чуть ли ни Содомом и Гоморрой современного мира, на самом деле представляет собой тихую и благопристойную страну, где пуританские ценности мирно сосуществуют с проституцией и марихуаной.

Правдивы ли слухи о том, что в Голландии всегда можно купить травку, причём, легально?

Практически во всех голландских городах, за исключением разве что самых маленьких, есть кофе-шопы — бары, где, наряду с традиционными напитками и закусками можно купить сигареты с марихуаной и гашишем. При этом меню дурманящей продукции в кофе-шопах варьируется: от двух-трех наименований в маленьких городах до нескольких десятков — в туристических кварталах Амстердама. Средняя цена за сигарету с марихуаной — 2 евро.

Удалось ли тебе за всё время пребывания на Западе лично пообщаться с какими-то известными музыкантами? Может, встречал кого-то, у кого ты раньше брал интервью?

К сожалению, нет. За границей я работал дипломатом, и без журналистского удостоверения доступ к телам знаменитостей мне был закрыт.

Раз уж мы затронули тему интервью, хотел спросить вот о чём. Раньше ты работал в известном журнале Legion. Вспоминаешь то время? Почему не захотел дальше работать в журналистике?

Это были золотые времена для белорусской метал-журналистики. У нас был журнал, который читали во всем СНГ. О нем даже знали в Европе. Уже в те времена мы могли взять интервью у самых раскрученных metal групп. Не погрешу против истины, если скажу, что Legion был журналом № 1 на постсоветском пространстве. Но, к сожалению, те времена прошли и, боюсь, безвозвратно. А из музыкальной журналистики я ушел потому, что утратил к ней интерес. За несколько лет работы в Legion-e и М-журнале я взял более 180 интервью. Когда-то увлекательное занятие превратилось в рутину. И я решил уступить дорогу молодым и амбициозным ребятам.

Мне всегда казалось, что у московских изданий о тяжёлой музыке всегда присутствовала некая зависть по отношению к журналу Legion. Ведь за довольно короткое время минский журнал стал популярным изданием и по содержательности «переплюнул» многие московские, вследствие чего ходили разные непонятные слухи со стороны конкурентов (обвинения в плагиате и пр.). Прокомментируешь?

Бывало всякое, но сегодня старые обиды и сплетни не имеют никакого значения. Все это — в прошлом. Скажу лишь одно: я — большой «барахольщик», поэтому до сих пор храню где-то в подвале записи практически всех моих интервью. И когда-нибудь я продам их с аукциона за хорошие деньги.

Давай поговорим о вашем новом альбоме «Freedom Comes», который вышел в конце мая этого года. Материал для этого диска был написан тобою практически полностью в Голландии. Чем отличался процесс сочинения новых песен в этот раз, помимо того, что ты сочинял всё сам?

Любопытно, что процесс сочинения песен с годами изменений не претерпел. Я по-прежнему беру гитару и начинаю перебирать аккорды, напевая разные мелодии. Когда рождается что-то интересное, хватаюсь за диктофон и записываю идеи на пленку. Лучшие из них впоследствии превращаются в песни. Но были в голландском периоде и некоторые особенности. Я хорошо понимал, что после возвращения на сцену от нас будут ждать новых песен. На сет-листах образца 2003 года мы бы далеко не уехали. Поэтому я намеренно делал аранжировки простыми, чтобы больше композиций из нового альбома можно было играть «живьем».

Оправдал ли этот релиз ваши ожидания? Ведь с момента выхода предыдущего диска прошло целых семь лет, за это время многое изменилось. Возросло число скачиваний из Интернета — продажи дисков упали ниже плинтуса. Да и групп стало намного больше, соответственно, конкуренция возросла. Про мировой финансовый кризис я уже молчу...

Оправдал. Наши поклонники, как и мы, остались довольны «Freedom Comes». Думаю, мы дали слушателям то, что они от нас ожидали. Что же касается Интернета, то, благодаря ему, группа стала известнее: по количеству прослушиваний на Last.fm мы входим в четверку самых популярных групп Беларуси всех жанров. Мы никогда не ставили перед собой цель заработать на продажах дисков. Нас больше интересовал масштаб аудитории. Поэтому мы абсолютно спокойно относимся к тому, что альбомы VICIOUS CRUSADE можно бесплатно скачать в файлообменных сетях. Думаю, следующий альбом вообще не будет издаваться в CD-формате и сразу же попадет в Сеть.

За всю карьеру, выпуская альбомы, вы сотрудничали только с белорусскими лейблами. Диск «Freedom Comes» не стал исключением и вышел на местном значке BMA Group. Почему именно там? Рассматривали ли варианты издания альбома на каком-то другом лейбле за пределами Беларуси?

VICIOUS CRUSADE — белорусская группа. Потому приоритет всегда отдавался отечественным лейблам. А на сегодняшний день мы вообще не нуждаемся в издателях. Они нужны лишь для того, чтобы выпускать тысячу или две компакт-дисков для коллекционеров. Большинство поклонников скачивают наши альбомы из Интернета и слушают их в формате МР3. Им диски не нужны. А записать альбом мы можем и собственными силами. Так что нам нужны, скорее, дистрибьюторы. И в Украине в том числе.

А что случилось с Metal Records, на котором вышли два предыдущих альбома?

Metal Records просто прекратил свое существование. У владельца компании изменились жизненные приоритеты, и все закончилось. Но я до сих пор с теплыми чувствами вспоминаю наше плодотворное сотрудничество.

Альбом «Freedom Comes» стал первой полноформатной работой для Татьяны Лабоды, которая является третьей по счёту вокалисткой в истории VICIOUS CRUSADE. Некоторые музыканты убеждены, что от женщин в группах одни проблемы...

Разве от женщин только в группах бывают проблемы? На самом деле, с Татьяной нам повезло. Она — прекрасный человек, с которым приятно и комфортно работать. К тому же, она давно замужем. Так что никаких межполовых проблем!

В музыкальном плане ваш новый диск стал неожиданностью, ведь многие фэны ожидали продолжения в духе «Forbidden Tunes», т.е. заметного облегчения саунда. Но вы решили пойти по другому пути и практически вернулись к корням.

Как консулу, мне, по долгу службы, приходилось сталкиваться с трупами и урнами с прахом. Со временем, я превратился в сурового и жесткого человека, который хотел играть исключительно брутальный death metal... Шучу! Просто, когда долгое время питаешься пресной пищей, очень хочется отведать чего-нибудь остренького. Потому после мелодичного «Forbidden Tunes» нам захотелось зазвучать жестко и агрессивно. А вот наш новый альбом будет, скорее всего, уже более мелодичным. Душа опять требует тепла и ласки!

Лично мне на новой записи не хватило твоих чистых партий вокала, которых на прошлом альбоме хватало с головой... Можно ли, в связи с этим, считать «Forbidden Tunes» экспериментальным альбомом?

Нет, «Forbidden Tunes» не был экспериментальным. Просто в него вошли более мелодичные песни.
На «Freedom Comes», кстати, записано довольно много чистых партий моего вокала. Но они спрятаны за гроулом — так мой вокал звучит плотнее и мелодичнее. Хочешь, Костя, я сотру «рык» и
подарю тебе на День рождения попсовую версию альбома?

Конечно, хочу! Ещё одна особенность нового альбома: он записан в новой для вас студии, соответственно, звук на диске совершенно другой. Для тебя, наверное, не будет новостью, что новый саунд пришёлся по душе далеко не всем слушателям. Расскажи о принципиальных различиях студий X-Noise Factory и Selah...

Нам всегда импонировала идея записывать альбомы, разнящиеся по звучанию. Так, например, делает METALLICA. Да, не все эксперименты у нее удавались, но каждый релиз, тем не менее, имел свое лицо. Мы хотели, чтобы наш новый альбом отличался по звучанию от «The Unbroken» и «Forbidden Tunes». Более того, мы хотели поработать с новым звукорежиссером и на новой студии, ведь у нас не было такой возможности с 1997 года. Мы выбрали Selah, одну из лучших студий Беларуси. О принципиальных различиях между X-Noise Factory и Selah рассказывать, полагаю, не стоит — они слышны на записи. И я вполне отдаю себе отчет в том, почему наш новый звук пришелся не всем по душе: многие привыкли к стандартам, установленным последними релизами западных команд. Мы же предложили более живой и менее компрессированный звук 90-х. Отсюда и возник дискомфорт.

Сегодня при наличии денег практически любая группа территории СНГ может позволить себе запись, сведение и мастеринг альбома в какой-то известной западной студии. Но вы опять всё делали у себя на родине. Почему? Из-за нехватки финансов, или просто нет желания сотрудничать с зарубежными продюсерами?

Правильный ответ — и то, и другое. Занятие музыкой для нас — отдых. Записывая альбомы, мы любим жить и работать в комфортных условиях, и хотим получать от процесса максимум удовольствия. А для этого нужно или записываться дома, в Минске, или иметь достаточно финансовых средств, чтобы на несколько месяцев (а то и на полгода) воссоздать домашний уют где-то заграницей.

В этом году исполнилось 10 лет альбому «The Unbroken». В связи с этим скоро ожидается его очередное переиздание. Чем будет отличаться этот диск от переиздания 2003 года?

Третье переиздание «The Unbroken» — 10th Anniversary Edition — будет иметь 16-страничный буклет, оригинальные треки будут ремастированы. Кроме того, релиз включит в себя четыре новых бонуса: песню «Айчына», записанную заново с вокалистами минских групп ZNICH и AILLION, «Masquerade of Piety» с Татьяной Лабодой и новыми элементами аранжировки, новую версию «Pariah» на французском языке с участием хип-хоп певца G.Fred’а, а также композицию «Апошнi спеў» — белорусскоязычный вариант песни «Final Chapter». Надеюсь, это коллекционное издание станет хорошим подарком для наших поклонников.

Планируете ли переиздать третий по счёту альбом «Forbidden Tunes»?

Хорошая идея, хотя и не очень своевременная для нашего MP3-мира. Сейчас мы больше заинтересованы в выпуске DVD, который включит в себя видео-историю группы и концертное выступление. Кроме того, есть идея записать акустический концерт, the unplugged.

Как я понимаю, об издании на диске вашего дебютного альбома «Life That Kills» и речи быть не может... Или же он всё-таки будет переиздан в цифровом формате?

Переиздание «Life That Kills» на CD исключать, конечно, не стоит. Но есть ли в этом смысл? На нашем сайте можно совершенно бесплатно скачать оцифрованную версию этого альбома.

В своё время ходило много разговоров о выпуске концертного альбома «Seven Vicious Years», который был записан в 2003 году перед твоим отъездом в Голландию. Почему он так и не был издан?

Еще в 2003 году, после сведения материала, нам стало понятно, что уровень и качество записи не соответствовали нашим требованиям к концертному альбому VICIOUS CRUSADE. Поэтому мы и не стали его издавать. Если хотите получить представление о том, каким мог бы быть этот релиз, послушайте Интернет-синглы «My Cruel Mirror» и «Another Hero», содержащие два трека с «Seven Vicious Years».

На этом диске в качестве бонуса должна была выйти композиция «Challenging the World». Откуда взялась эта песня?

«Challenging the World» была записана зимой 2002 года вместе с песней «Айчына», которая стала синглом и вошла в компиляцию Hard Life Heavy Music II. А «Challenging the World» осталась для очередного мини-альбома. Его мы так и не записали по причине моего отъезда в Голландию. Вот уже семь лет песня пылится на полке. Будущее ее туманно.

Также много говорили и о сольном супер-проекте вашего скрипача Баграта Вартаняна под названием GOD MODE, где ты также принимал участие. Этот альбом тоже похоронен навсегда?

Да, проект на самом деле был интересным. В нем участвовал практически весь состав VICIOUS CRUSADE, за исключением Алексея Вертеля и Татьяны. Плюс целый ряд музыкантов из других групп. Насколько мне известно, дебютный альбом GOD MODE был практически полностью записан, оставалось лишь дописать несколько вокальных партий и свести материал. Но в какой-то момент Баграт вдруг отказался доводить дело до конца и заморозил проект. До сих пор он не может дать нам вразумительный ответ относительно своего решения. Хотя, может быть, он планирует издать альбом на склоне лет, дабы обеспечить себе и нам безбедную старость. Очень достойный поступок был бы!

А много ли у вас неизданных песен, и можно ли надеяться, что они когда-то увидят свет?

Много, хватило бы на двойной альбом. Записанных и невыпущенных — одна-две. Увидят ли они свет? А надо ли это? Если бы эти песни того стоили, они бы не пылились на полках. В любом случае, они нуждаются в серьезной доработке.

Ни для ни кого не секрет, что группу VICIOUS CRUSADE в родной стране так же любят, как и ненавидят. Ситуация, знакомая любой группе с просторов СНГ. Какие самые нелепые слухи приходилось слышать от разных «злопыхателей» за время существования вашей группы?

Я бы не стал утверждать, что кто-то нас на самом деле ненавидит. Ненависть — слишком сильное чувство. Скорее, недолюбливают. Но это объяснимо. А самым забавным слухом было то, что мы — позеры! В конце 90-ых, если помните, очень модным было понятие «true & evil». В те времена многие металлические группы всем своим видом пытались доказать окружающим, что они далеки от мэйнстрима, им не нужны деньги, и музыка для них — занятие честное и злое. Или что-то в этом роде. Мы же никогда не были похожи на true & evil металлистов: не носили косух, берцев, да и волос на наших головах было совсем немного. Мы не вписывались в образ «настоящей» metal группы. Но, тем не менее, играли metal. И некоторым это разрушало мозг!

В определённый период в любом коллективе наступает кризис, нередко приводящий даже к распаду группы. Какой был самый трудный период в вашей истории, и как вы с этим справились?

Я — оптимист. Поэтому верю, что все трудности еще впереди!

Можешь ли назвать себя счастливым человеком? И что, по-твоему, счастье в этом мире?

Однажды я прочитал, что счастье — это когда ты сам себе завидуешь. Завидовать другим людям я не люблю. А вот себе иногда позволяю. Потому и чувствую счастливым.

«Where is my love, my only one? Oh, who’s to tell me why it’s gone? Where are my friends? They didn’t stay, they took my soul then did betray... » - всем известные строки из композиции «Final Chapter» с альбома «The Unbroken». Ты описывал в ней свои личные переживания, или эта песня была навеяна чужой трагедией?

Я описывал собственные переживания. Хотя с подобными трагедиями, уверен, сталкивается каждый человек в своей жизни. Может быть поэтому текст «Final Chapter» не оставляет людей равнодушными.

Насколько я знаю, композиция «Dogs of Justice» была написана после реального случая, когда на одном концерте милиционер избивал фэна. Расскажи поподробнее...

Это случилось в далеком 1996 или 1997 году. В Минске проходил большой метал-концерт, на который собрались чуть ли не все металлисты города. В результате у входа в ДК образовалась давка. Откуда ни возьмись к зданию подъехали милицейские «воронки», в которые милиционеры стали заталкивать молодежь. Некоторые из молодых людей были серьезно выпившими, но далеко не все. Тем не менее, стражи порядка собирались выполнить очередной план и хватали всех без разбора. Люди с удвоенной силой устремились ко входу, и какому-то невысокому молоденькому пареньку отдавили ногу. Тот выругался. В то же мгновение к нему подбежал двухметровый амбал в форме, выхватил из толпы, повалил на землю и стал избивать дубинкой. Парень кричал от боли, а милиционер все бил его и бил. И было видно, что происходящее доставляло ему огромное удовольствие...

Чем занимаются сейчас бывшие участники VICIOUS CRUSADE Павел Реунов, Елена Горщук и Алёна Горных? Я вот слышал Алёна написала какую-то книгу...

Да, Алёна написала небольшую книгу белых стихов и даже ее издала. Сейчас она вместе с супругом проживает в США. Алёна Горщук живет в своем родном городе Солигорске и преподает английский язык в школе. А Павел Реунов занимается бизнесом.

Твоими любимыми группами являются AC/DC и METALLICA. Как оцениваешь их последние работы?

Плохо. С трудом их прослушал. Но я все равно с нетерпением буду ждать их новые релизы. Они ведь мои любимые группы. А любимым нужно уметь прощать.

А что скажешь о сегодняшней белорусской metal сцене? Какие изменения она претерпела за последние десять лет?

С одной стороны, мне приятно говорить о том, что сегодня в Беларуси есть, что послушать. В последние годы появились десятки молодых групп. В то же время на сцене остались и ветераны, которые весьма уверенно стоят на ногах. Каждый год издаются новые альбомы, ежемесячно проводится несколько концертов. У групп есть приличные интернет-сайты, качество записываемого материала растет. Одним словом, metal в Беларуси живет и развивается. Все это, конечно, радует. Но есть и слабые стороны. У нас до сих пор нет приличного печатного метал-издания. Есть несколько интернет-порталов, но их явно недостаточно. Не хватает хороших журналистов: опытные уже не пишут, а молодые еще учатся. В Минске есть пара неплохих клубов, но хороший, по сути, один. Вроде бы есть много команд, но хэдлайнеров немного. Они вынуждены часто выступать, отчего народ начинает сетовать на «приевшиеся» составы. По сути, нет серьезных лейблов, которые поддерживали бы молодые коллективы. Потому пробиться на большую сцену для них тяжело. Концертов проводится много, но лишь малое количество из них собирает достаточно посетителей для выхода организаторов «в ноль»... Возможно, я говорю как старый ворчун. Думаю, схожие проблемы есть и в Украине, и в России. Но ведь за державу все равно обидно!

Неоднократно в интервью вы говорили, что Киев для вас вторая родина. Можно ли надеяться на презентацию «Freedom Comes» в Киеве в ближайшем будущем? Хотели бы вы посетить и другие города Украины с концертами, например тот же Terroraiser Festival в Виннице?

Мы влюбились в Киев с самого первого нашего концерта в 2000 году. Влюбились и в город, и украинскую публику. Тепло вспоминаем наши выступления и тот радушный прием, который нам всякий раз оказывался. Знаете, для меня всегда было маленьким чудом то, что нас полюбили в Украине. Поэтому очередные гастроли в Киев мы ждем с нетерпением и трепетом. К сожалению, ввиду финансового кризиса устроить презентацию «Freedom Comes» в 2009 году так и не удалось. Но небольшая разлука ведь только разжигает страсть! Так что ждите, и не только в Киеве.

Какие-то украинские команды можешь отметить?

Неблагодарное это дело кого-то отмечать. Забудешь кого-то упомянуть — обидишь. Потому воздержусь от ответа на этот вопрос. Хотя любимые украинские группы у нас есть.

Ну и напоследок, что бы хотел сказать фэнам с Украины, которые все эти годы были с вами и ждали вашего возвращения на метал-сцену?

Я бы хотел снять шляпу и низко поклониться им. Благодаря их поддержке и вере в нас мы все еще существуем. Благодаря любви, которую они нам дарят, мы верим в будущее VICIOUS CRUSADE. И пусть мы живем в разных городах и странах: мы всегда помним о вас, наши украинские братья и сестры!

Costas Silent / Terroraiser Magazine № 4 (40) / 2009
www.terroraiser.com