Интервью Дмитрия Басика порталу Metalfront.org

С момента возвращения из голландской командировки фронтмэна группы VICIOUS CRUSADE прошло не так уж и много времени. Многие не верили, что группа возродится и обрушится всей своей былой мощью на сообщество металхэдов. Но произошло невообразимое… Сила, с которой группа вновь ворвалась в среду белорусской экстремальной музыки, превзошла даже самые смелые ожидания! Выступление с монстром мировой метал индустрии – группой PAIN, концерты по Беларуси, появление новой пластинки, концерт-презентация нового творения группы. И судя по утверждениям Дмитрия Басика – это лишь начало! Но обо всём по порядку. Итак, середина августа, погожий, летний денёк, уютный дворик Троицкого Предместья…

Abyss: Разговоров о прошлом уже было немало, да и по приезду твоему в Минск мы уже брали интервью о делах былых. В этом интервью хотелось бы сфокусироваться на делах нынешних и будущих. Первый мой вопрос будет традиционным для интервью: чем сейчас живет группа VICIOUS CRUSADE?

Басик: На данный момент у нас заканчиваются летние каникулы, на которые мы ушли после концерта-презентации альбома Freedom Comes. Мы решили отдохнуть и от музыки, и друг от друга – это практика, которой придерживаемся на протяжении всего существования. Через неделю состоится концерт в “Дримлэнде”, будем закрывать выступление металических команд. А через две недели выступим на “Третьем байкерском фестивале”, который состоится недалеко от Лиды. Затем я, наконец, уйду в отпуск, а после него мы приступим к дальнейшей раскрутке, в том числе и концертной, нашего нового альбома.

Abyss: То есть, насколько я понимаю, группа на данный момент сфокусировалась именно на концертной деятельности?

Басик: Безусловно. Надо ещё поиграть свежий альбом. Есть ряд городов Беларуси, в которых мы не были.

Abyss: Планируется ли тур по Беларуси, обкатка нового альбома? Может, есть планы продвижения материала в ближнее зарубежье?

Басик: Конечно, планы есть. Но есть одна проблема, мы – так называемая, группа “выходного дня”. Нам достаточно сложно взять всем вместе отгул хотя бы на неделю и поехать с туром по стране. К тому же не все любят ходить на концерты в будние дни, поэтому мы стараемся, чтобы выступления приходились на выходные. Мы уже презентовали Freedom Comes в Гомеле, Гродно и Минске. Остались ещё Витебск, Брест, Могилев и, возможно, Полоцк и Новополоцк. Есть ещё предложения от более мелких городов – всё зависит от организаторов. Также мы традиционно собираемся посетить Киев.

Troy: Было ли желание либо возможность поучаствовать в каких-либо крупных фестивалях наподобие MHM? Таких фестивалей в странах ближнего зарубежья проводится достаточно много, но в этом году ни на одном из этих фэстов VICIOUS CRUSADE не было.

Басик: Предложения были, но опять-таки, всё связано с проблемой собраться, взять отгул и получить визы.

Abyss: То есть основная проблема – это именно сложности с выездом?

Басик: Именно. Нам неоднократно предлагали сделать большой тур по Украине. Но если ехать в тур, надо делать минимум 10 концертов.

Troy: Перейдём к обсуждению непосредственно нового альбома Freedom Comes. Как распределялись роли между участниками группы при написании музыки, сочинении текстов, постановке вокальных и инструментальных партий? Кто был основным вдохновителем и стержнем?

Басик: Основной тандем – это я и Леша Вертель. Так было с самого первого дня существования VICIOUS CRUSADE и при записи всех альбомов. Как правило, мы с Алексеем придумываем что-то параллельно друг с другом, а затем, при встрече, обмениваемся наработками. То же самое было и с альбомом Freedom Comes. Я сделал в Голландии достаточно много набросков, и после моего возвращения в Минск в декабре 2006 года мы отобрали порядка 12-15 композиций. Мелодии, запевы, припевы придумываю в основном я. Алексей придумывает риффы, либо дорабатывает мои наработки.

Abyss: А есть ли на альбоме Freedom Comes какие-то песни, целиком придуманные Алексеем?

Басик: Я думаю, нет. Основа всех песен – моя. Другими музыкантами были придуманы дополнительные партии, гитарные риффы, соло, аранжировки. Такая же ситуация обстоит и с текстами. В целом, от начала и до конца пишу их я. А остальные участники группы мне помогают.

Troy: Как повлияла твоя жизнь в Голландии на написание нового альбома? Особенно, если учитывать тот факт, что многое было написано именно там.

Басик: В 2003 году, когда я уехал, мы все чувствовали себя очень уставшими от гастрольной деятельности. Первый год в Голландии я вообще не брал гитару в руки. Но к концу года понял, что больше без гитары не могу. Год перерыва подкинул много интересных идей – именно в Голландии уже был готов почти целый альбом. Попробую разобрать по песням. “Dress Me Black” была придумана уже в Минске, “Bang The Drum” – основной рифф в запеве был придуман в Голландии, остальная часть композиции – уже здесь. “Freedom Comes” – почти полностью “голландская” вещь. “Another Hero”, “The Man With Heart Of Gold”, “My Cruel Mirror” были также написаны в Голландии. “Dreaming” – половина написана в Минске, половина – в Голландии. “Hellbound”, “A Day To Feel Alive” – минские. “For The Last Time” была придумана буквально за пару дней перед возвращением в Минск. Основную гитарную мелодию в “Rock You Up!” придумал Лёша Вертель, запевы, припевы – “голландские”. Также остались ещё 3-4 песни, которые не вошли в альбом.

Troy: Вы собираетесь поместить эти песни в новый альбом или будете выпускать EP?

Басик: А вот не знаем. После каждого альбома остаются композиции, которые мы хотим записать. Но потом сочиняются новые песни, а старые так и остаются лежать на полке.

Abyss: Может сделать unreleased?

Басик: Такая идея была, и, возможно, в ближайшее время мы этим займемся. Остались довольно интересные композиции ещё со времен Life That Kills. Интересны они своей стилистикой: что-то написано в стиле doom, что-то – в стиле punk. В общем, что-то не очень традиционное для VICIOUS CRUSADE.

Abyss: После сочинения тобой какой-то песни проходит ли она отбор до демонстрации группе? Или всё, что ты сочиняешь, ты и демонстрируешь?

Басик: После приезда из Голландии все свои записи я рассортировал в 3 папки: A – песни, которые нестыдно показать; B – неплохо, но надо доработать; C – может быть когда-нибудь пригодиться. Я давал слушать песни из папки А. Их отбирали вначале Алексей Вертель, затем – остальные ребята.

Troy: Многие после прослушивания Freedoms Comes отметили, что группа осталась в традиционном стилистическом ключе. Заметных изменений стиль не претерпел. Это нужно воспринимать именно как “фишку” группы, или как-то иначе?

Басик: Это было сделано намеренно. Перерыв между Freedom Comes и Forbidden Tunes составил 7 лет, поэтому мы решили вернуться такими, какими нас запомнили. Мне кажется, это был неплохой шаг, потому что наши поклонники в большинстве своём остались довольны. А вот уже следующий шаг, который сделает VICIOUS CRUSADE, может подразумевать более кардинальные стилистические изменения.

Troy: Немало людей сошлись на том, что качество записи Freedom Comes местами даже уступает звуку Forbidden Tunes. Конечно, студия “Селах” достаточно хороша, и своими записями ей обязаны многие известные банды, но VICIOUS CRUSADE – первая группа, которая записалась на этой студии в метал формате. Как ты можешь это прокомментировать?

Басик: В работе на этой студии есть и плюсы, и минусы. Из плюсов – мы сделали нашу первую полностью “живую” запись, включая барабаны и скрипку. Альбом “дышит” по сравнению с “пережатым” звучанием предыдущих релизов. На “Forbidden Tunes”, например, при мастеринге звук получился немного “пластмассовым”. Человек, который занимался сведением “Freedom Comes”, любит Оззи Озборна, поэтому и ориентировался во многом на классику. Даже в группе мнения по поводу звучания альбома разошлись. Например, Алексею Вертелю звук очень понравился. А по мне, так можно было сделать его немного лучше.

Troy: На предыдущем альбоме женский вокал звучал с намеком на оперное пение, на новой пластинке вы от этого отошли. Это было сделано принципиально?

Басик: Принципиально. После The Unbroken я так устал от фолковых мелодий, что предложил от них временно отказаться. Поэтому “Forbidden Tunes” получился более оперным. На последнем альбоме мы решили отказаться и от оперного пения.

Abyss: Я проследил, что в первой половине Freedom Comes вокал немного задвинут на задний план, а во второй половине он уже слышен лучше. Тебе так не кажется?

Басик: Может быть. Не обращал внимания. Хотя, безусловно, нюансы в сведении есть.

Troy: Живая скрипка – это, конечно, красиво, но если на высоких частотах она слышна, то на низких она иногда пропадает. Это тоже нюансы сведения?

Басик: Да. Баграт постоянно недоволен тем, как звучит его скрипка. Проблема кроется
в большом количестве инструментов и вокальных треков, звучащих на альбоме. При конечной обработке материала необходимо правильно менять частотные характеристики инструментов, а это иногда не под силу даже хорошим звукорежиссерам.

Troy: Ты участвовал в записи вокала к песне IMPRUDENCE Хронiкi Смутнага Часу. Были ли у тебя, или у участников группы подобные опыты в других проектах?

Басик: Татьяна Лабода участвует в gothic/industrial проекте DIFFUZION, поёт, сочиняет тексты песен. Сергей сейчас работает над тем, чтобы возродить СТАЮ в “классическом” составе. Баграт вообще вольный аранжировщик, который работает даже с поп-сценой. Мы с Алексеем Вертелем занимаемся только VICIOUS CRUSADE. Алексей Гладыш, как всегда, “стучит” во многих командах, поэтому мне сложно сказать, где он играет именно сейчас.

Abyss: Давай еще раз вернемся к альбому и поговорим о лирике. Альбом называется Freedom Comes – “Грядёт Свобода”. Какой темой он пронизан, есть ли общая нить? Может что-то связано с политикой?

Басик: Альбом посвящен внутренней свободе, политики в нем нет.

Abyss: То есть это – личные переживания? Личный альбом?

Басик: Да.

Troy: Перейдем к визуальному оформлению новой пластинки. Кто был автором и вдохновителем обложки? Что означают эти вырезки, руки и глаза?

Басик: Оформлением занимался тот же человек, который оформлял Forbidden Tunes – Игорь Крашевский. Саму идею придумал Лёша Вертель: он предложил сделать обложку в виде газеты. Идея понравилась, и мы решили представить каждый альбом VICIOUS CRUSADE в виде газетного номера. Александр Устинов – пресс-атташе и веб-мастер нашего сайта, сделал газеты на все альбомы и привез их фотографу. Так, собственно, и появилась обложка. Freedom Comes – очень личный и честный альбом. Поэтому, раскрываясь, мы решили пойти ещё дальше и предложили сфотографировать наши руки и глаза. Смотря на них можно многое о нас узнать.

Troy: Сейчас очень модным стало делать кавера. Почему VICIOUS CRUSADE не поддерживает эту моду?

Басик: У нас всегда было много собственных песен, которые не попадали на альбомы. Мы просто не можем себе позволить заполнять альбомы каверами.

Abyss: У многих банд в десятке лучших песен стоит именно кавер. И иногда слушателям кавера нравятся даже больше, чем оригиналы. Многие делают кавера в качестве коммерческого хода, либо чтобы привлечь людей.

Басик: Проблема в том, что наши музыканты слушают совершенно разную музыку. Если мы начинаем выбирать композицию для кавера, возникают проблемы, связанные с разными музыкальными вкусами. Многие группы связаны контрактами с лейблами, по которым они должны выпустить за определенное времени некоторое количество альбомов. Бывает, что к установленному сроку своего материала у музыкантов нет, и они вынуждены прибегать к каверам. Мы, к счастью, подобными контрактами не связаны.

Troy: Если бы в Беларуси сделали музыкальную солянку, наподобие “Roadrunner United” или “Nuclear Blast Allstars”, когда перемешивают коллективы совершенно разных направлений, с участниками каких групп или направлений ты хотел бы сотрудничать?

Басик: Не слышал о таких солянках, но идея мне нравится. Я думаю, я бы согласился сотрудничать с любыми музыкантами. Новые люди и новая музыка – это всегда интересно. Мы как-то приглашали Ножика из GODS TOWER спеть с нами “Theodore’s Song” – это был очень интересный опыт. С удовольствием спел или сыграл бы что-нибудь с Пашей из IMPRUDENCE или с Алесем из ZNICH. В принципе, у нас есть определенные планы осуществить что-то подобное.

Troy: Часто замечал, что многие музыканты, становясь людьми семейными, постепенно отходят от музыки. Влияет ли твоя семейная жизнь и семейная жизнь Алексея Вертеля на жизнь VICIOUS CRUSADE?

Басик: Влияет и только положительно! Когда мужчина один, он часто отвлекается на противоположный пол, его мучает неудовлетворенность собой и окружающим миром. А когда семейная жизнь хороша, можно не отвлекаться на посторонние вещи и спокойно заниматься музыкой. Конечно же, перед вступлением в брак мы выбираем людей, которые смогут нас поддержать!

Abyss: Все участники группы уже стали семейными людьми?

Басик: Ещё нет. Баграт и Алексей Гладыш пока свободны в “брачном” смысле.

Abyss: Есть уже идеи, каким будет новый материал для следующего альбома VICIOUS CRUSADE?

Басик: Перед рассказом о новом альбоме я расскажу о планах на ближайшее будущее. Если всё будет хорошо, в этом году мы выпустим 2 диска. В 2009-м исполняется 10 лет с момента выхода The Unbroken. Мы хотим переиздать этот альбом. Переделать буклет, оставить 11 оригинальных песен и добавить новые бонусы, запись которых мы начнем уже в сентябре. В конце октября мы планируем сделать концерт, посвященный этому событию, на который будут приглашены несколько команд, с которыми нас связывают дружественные отношения, а также музыканты из других групп, которые вместе с нами сыграют и споют песни из альбома The Unbroken. Ещё есть у меня большая мечта. Правда, не знаю, как её осуществить. Мы собираемся издать диск, на котором наши песни будут сыграны на акустической гитаре.

Abyss: Гроулом под акустику? Было бы интересно.

Басик (смеется): Возможно, попробуем и так. Я уже отобрал несколько композиций, которые очень любопытно звучат под акустику, та же “Dogs Of Justice”. Так что если всё получится, появится и подобный диск.

Troy: Если говорить о дне рождения альбома The Unbroken, ввиду такой круглой даты не было ли идеи сделать глобальный подарок и себе, и поклонникам вашей группы и пригласить на концерт какую-нибудь именитую заграничную команду? Даже в соседней Польше полно известных и всеми любимых групп.

Басик: Мы, в общем-то, не занимаемся организацией концертов. Да и октябрьское выступление не будет сольным – с нами выступят несколько групп. Есть много нюансов, которыми придётся заниматься. И, если мы ещё кого-то захотим везти из-за границы, это для нас будет не подарок, а головная боль. А нам все-таки хочется получить от этого концерта удовольствие!

Troy: На каждом концерте толпа скандирует “Айчына”, то есть, это одна из тех песен, которые стали визитной карточкой группы. А есть песня, которая лично для тебя является такой карточкой?

Басик: “Land Of Lakes”, “Lost Generation”, “Messiah…”, “Dancing On The Ledge”.
О новом материале говорить пока рано, нужно испытание временем. Любопытно, что накануне выхода новых альбомов мы начинаем дружно спорить, какая песня станет хитом. Все называют разные песни! Про ту же “Lost Generation” я говорил Алексею Вертелю, что песня будет популярна, но для него это была проходная песня. Так что насчет хитовости песен из Freedom Comes поговорим позже.

Troy: Уже сейчас многие выделяют песню “My Cruel Mirror”. Текст довольно простой, и сама идея зеркал довольно интересная. Каждый видит в отражении что-то свое. Как появилась эта песня, и чьё это было зеркало?

Басик: Людям время от времени свойственно зазнаваться, воспринимать себя в этой реальности неадекватно. С подобным часто приходится сталкиваться и в среде музыкантов, называется это “звёздной” болезнью. Я сам ей болел. Со временем, когда пытаешься смотреть на себя со стороны, понимаешь, каким забавным ты был. И в принципе, именно об этом песня “My Cruel Mirror”. Её идею подсказал Алексей Вертель.

Abyss: Всё-таки давай приблизимся к теме будущей пластинки. Какой она будет?

Басик: Ой, не знаю.

Abyss: Ну, в частности, если Freedom Comes был выдержан в традиционном ключе, то стоит ли ожидать от нового альбома экспериментов?

Басик: Думаю, да. На Freedom Comes мы умышленно кое от чего отказались, но уже в новом альбоме мы будем экспериментировать. Новый материал уже есть, но ментально мы всё ещё находимся в рамках Freedom Comes. Поэтому новые вещи всё ещё достаточно близки к нашему традиционному стилю. Чтобы написать что-то новое, надо, чтобы прошло время, надо чтобы изменились взгляды на музыку.

Troy: Немного необычный вопрос. Всё ли в порядке в коллективе, и не намечаются ли изменения или прибавления в составе?

Басик: К счастью, в группе всё замечательно, никто про изменения состава не думает. Да и 6 человек – это уже много. Набирать новых людей мы не собираемся. Разве что пригласим сессионных музыкантов для записи специфических инструментальных партий. Вполне вероятно, что определенная часть успеха нашей группы зависит именно от стабильности состава. Как правило, изменения в составе очень болезненно сказываются и на гастролях, и на записях, так что в этом плане нам повезло.

Troy: Относительно недавно по каналу “Лад” показывали видео сюжет про VICIOUS CRUSADE. В будущем вы собираетесь ещё делать какие-либо видео-сюжеты или видео-интервью?

Басик: Проблемы их сделать нет. Просто надо, чтобы сюжеты всегда имели новостной повод.

Troy: Например, десятилетие The Unbroken и двенадцатилетние группы.

Басик: Возможно, это и будет поводом. Если говорить о видео, то есть предложения выпустить на DVD какой-нибудь концерт. Более того, у нас накопилось много видео-материала с самого первого концерта группы в 1997 году.

Abyss: Выходит, осталось только найти человека, который этим займется?

Басик: В первую очередь, надо сделать хорошую запись нового концерта. Люди, которые займутся видеорядом, у нас уже есть. Как я говорил, материала очень много. Есть даже съемки процесса записи Freedom Comes. Нужно найти время и этим заняться.

Abyss: Теперь затронем тему нашей белоруской сцены. Какую нишу занимает на нашей сцене VICIOUS CRUSADE? Какой ты видишь нашу сцену? Есть группы-экспериментаторы, как ID:VISION. Есть группы, которые пытаются привнести что-то новое, как OUT OF YESTERYEAR, а кто-то и олдскул, как DISGOD.

Басик: Сцена есть, и она живет. Жалко, что нет возможности делать концерты чаще и приглашать на них новые и перспективнее команды. Метал сейчас не так популярен, как в 90-е годы. Но, несмотря на то, что у нас нет специализированных журналов, а Интернет-порталов довольно мало, метал-музыка у нас в стране живет и дышит и, безусловно, будет развиваться. Очень хорошо, что MetalFront.org раздает премии и организовывает концерты, но хотелось бы, чтобы продвигали и молодые команды. Например, мы пытаемся помочь SACRAMENTAL WINE – у группы не было возможности выступать часто, вот мы и дали ребятам несколько шансов показать себя перед большой аудиторией. Хотел бы призвать известные группы приглашать на выступления с ними молодые команды. Дать шанс новичкам очень важно!
Насчет нашего положения. В 2003 году VICIOUS CRUSADE уже были весьма популярны. Тогда нашу аудиторию составляли, в большинстве своём, наши ровесники. Сейчас же мы видим, что выросло новое поколение, которому в 2003 году было по 11-13 лет. Эти ребята на концерты еще не ходили, и, скорее всего, ещё даже музыку такую не слушали. Но сейчас на концертах именно они составляют основную часть аудитории. Многие наши ровесники либо отошли от такой музыки, либо перестали ходить на концерты. Так что сложно сказать, кто мы сейчас на белорусской сцене. Очень хочется верить, что наша группа способна вдохновить коллег по цеху. Или вдохновить молодых ребят сколотить группу, увидеть, что можно достичь определенного успеха при желании и правильном подходе к тому, что ты делаешь.

Troy: Ты можешь сказать, какие, на твой взгляд, музыкальные направления популярны сейчас и какие будут популярны в будущем? Будут ли популярны в будущем VICIOUS CRUSADE? Многие “монстры” метал-индустрии срываются и начинают творить под заказ. Неважно, под чей: толпы, продюсера или ещё кого-то. Они начинают делать совсем несвойственную им музыку. Как, по-твоему, не станет ли VICIOUS CRUSADE на подобный путь?

Басик: С направлениями точно сказать не могу. Это сродни гаданию на кофейной гуще. А насчет “срыва”, я думаю, что вряд ли. Мы с музыкальным шоу-бизнесом в целом не связаны: не живем с продаж альбомов или с выручки от концертов. Нам всегда доставляло удовольствие делать именно то, что нам хотелось делать, играть ту музыку, которую хотелось играть. Речь не идёт о каких-то сумасшедших тиражах, либо гонорарах, и поэтому мы делаем только своё. И если даже будут какие-то эксперименты, они будут вызваны только нашим желанием.

Troy: А нет ли мыслей попробовать заявить о себе, пытаясь выдвигать свою музыку за пределы страны. Выступить на большой сцене с именитыми исполнителями. Некоторые пытаются, в первую очередь, заявить о себе именно за рубежом. Например, RASTA.

Басик: Надеюсь, на меня не обидится Паша Павлихин. RASTA попытались пойти по этому пути, и сделали для этого всё. Но, осознав, что что-то не получается, они были вынуждены прекратить существование группы и запустить новый проект. RASTA – хороший пример того, что гастроли за границей и выступления со “звёздами” не всегда приносят ожидаемые результаты.

Troy: С другой стороны есть группы, деятельность которых направлена на издание материала за рубежом. Они не дают концертов, а только работают над материалом, чтобы целенаправленно издать его за границей. Нет ли у тебя таких порывов?

Басик: Абсолютно нет! Мы живем в Беларуси, и большинство наших поклонников живут здесь. Я рад, что здесь нас понимают и любят. И пока это будет, мы будем творить в своей стране. Лучше быть народным коллективом в Беларуси, чем “какой-то” группой из Беларуси за рубежом.

Abyss: Ну что, Дима, финал! Хотелось бы услышать от тебя пару слов для нашего портала и его пользователей.

Troy: Да и в целом для метал собратьев.

Басик: MetalFront‘у хочется сказать большое спасибо за то, что вы делаете. Не проходит и дня, чтобы я не заглянул к вам. Я часто расстраиваюсь из-за небольшого количества публикуемого материала, поэтому хочу пожелать вам развиваться активнее. Желаю творческих идей и новых людей, которые помогут вам охватить как можно больше белорусских команд. Старайтесь помогать молодым группам, давайте им шанс. Пишите не только о минских коллективах, пытайтесь найти интересные команды в других городах Беларуси. Желаю дальнейшего расширения аудитории. И главное, хочу вам пожелать, чтобы вы стали со временем “отцами” белорусской Интернет-метал-журналистики.
Вашим читателям и нашим поклонникам хочу пожелать оптимизма. В этом году, когда везде бушует кризис, куда не глянь – что-то плохое происходит, да и лето не очень-то хорошее выдалось, давайте с оптимизмом смотреть на жизнь, и, как говорится, дай Бог, всё у нас будет хорошо!

Abyss: Отлично! Это был Дмитрий Басик специально для MetalFront.org!

Басик: Спасибо вам!

www.metalfront.org